www.alexandrmen.ru (www.alexandermen.ru)

Беседа об апостоле Павле
Домашняя беседа
Фонограмма

 Итак, апостол Павел. Это имя знаменито. На любом иконостасе вы увидите его изображение. Как замечал один исследователь, в Новом Завете есть две биографии: биография Христа, а во-вторых биография Павла, что он стоит как бы рядом с Ним. Причем, если человек чуткий, но не осведомленный, берет Евангелие, он легко проникает в его дух, смысл, - чувствует ту силу, которая исходит от него. С апостолом Павлом совершенно не так. Во-первых, его послания не книга, написанная для чтения как Евангелие. Это стенограмма речи, которую произносил живой человек, шагая перед секретарем, который записывал все это. Это действительно,  письмо, написанное по какому-то конкретному поводу. Письмо, составленное человеком, который далеко не пользовался в церкви всеобщим признанием. Для некоторых он был просто соблазнитель, еретик, мятежник, человек, которому не доверяли очень многие. И вот чудо и тайна Церкви заключается в том, что послания именно этого человека стали рядом с Евангелием.

 Конечно, о нем существуют очень противоречивые мнения даже в истории. Однажды один человек, достаточно просвещенный, увидел вышедший огромный том Фаррара «Жизнь и труды апостола Павла» , свыше тысячи страниц, сказал : «Что там можно столько написать про апостола Павла?» Он кажется просто одним из апостолов, а другие считают, что был только Павел и он создал все христианство, все богословие. Одни утверждают, что он извратил учение Евангелия, другие говорят, что он вывел Евангельскую весть из узкого ручейка на открытые просторы моря всего мира. Чтобы не блудить в этих закоулках, противоречиях, в этих спорных мнениях, нужно просто обратиться к посланиям и постараться увидеть там человека, через которого говорил Бог. Человек, безусловно, своеобразный, странный, страстный, горячий, очень противоречивый. Казалось бы немощный, больной, но абсолютно неутомимый. Его путешествия совершались пешком, он проходил путь, который мы едем с унынием, скажем, от Москвы до Черного моря, для него это пешочком все было. Причем вокруг, хотя римская власть установила некоторый порядок, были бандиты, бродяги, отсутствие гостиниц в глухих местах, вражда иудеев, язычников. Самое страшное было то, что придя в город, о чем он мог говорить? Это все равно, что сейчас придти в город, где никогда не слышали о вере, начать говорить с нуля. Но он нашел способ. Он находил иудейские общины, потом около них находил людей, которые исповедали единобожие – греков, сирийцев, римлян, которые уже имели представление о Священном писании, о некоторых истинах Библии. И вот с этих мест он начинал. Формально его картой была карты древнеримских дорог. Кто из вас бывал на Кавказе, в Абхазии, видел – там до сих пор сохранились огромные плиты, восходящие на гору, остатки мощеных дорог. По этим дорогам строго он и шел по ним. Так что римляне подготовили  для него путь.

 Какая была у него особенность? Он был человеком, который обратился внезапно. Есть такая категория людей, которые могут знать день и час переворота своего. Но в то же время это было не совсем обращение. Это более правильно назвать призвание. Обращение осуществляет разрыв с тем, что было у человека раньше, со все тем, что было близко, и переход в какое-то новое состояние. Павел стал новым человеком. Но в то же время он остался верен тому же Богу, которого он исповедовал до этого. И Ему он служил до конца, до того дня, когда его потащили на лобное место, чтобы казнить.

 Почти четверть века он был на кораблях, на утлых суденышках, попадал в бури, оказывался за бортом. Сутки, как он сам пишет, провел в море, уцепившись за какую-то деревяшку. Много раз сидел в тюрьмах, много раз претерпел наказания со стороны иудейских и римских властей, но ничто его не остановило. Потому что им двигал Дух Божий. По-видимому, он был не очень здоров и, может быть, даже и слабый, но он говорит так: «Все могу укрепляющим меня». Господь его укреплял, и он явился вот таким поразительным феноменом, человеком, который действовал сверх сил, сверх обычных человеческих сил. Он говорил, что у него были такие состояния, когда он поднимался ввысь, до каких-то верховных небес, слышал там слова, которые он не мог передать. Таким образом, можем назвать его мистиком.

 Но это был человек, который одновременно был очень практичен. Во время кораблекрушения около острова Мальты все растерялись и пали духом, только он один спас положение тем, что сохранил хладнокровие. Он мог быть ироничным, саркастичным, даже очень резким в полемике. Полемику он вел на несколько сторон. Старозаветные иудеи клеймили его как отступника закона, язычники – как проповедника новых богов, греки – как проповедника иудаизма, римляне – как нарушителя римских законов, В общем, кого ни возьмешь, всем он был неугоден. Но Богу было угодно возложить на плечи этого человека великую миссию проповеди народа, Он был апостолом народа.

 Для того, чтобы в него вдуматься, вглядеться, надо сначала понять, о чем он сегодня может нам говорить. Не просто как человек, живший много веков назад, а как наш современник. Он, конечно, есть наш современник. Прежде всего, потому что он проповедник истинного христианского соединения с Богом. Уже после него, уже после смерти Павла апостол Иоанн писал: «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, который пребывает в лоне Отчем, тот только». Так вот эту тайну Павел известил значительно раньше. Первый нашел для нее самые острые формы, что человек не может соединиться с Богом. Та мечта, которая двигала всем мистицизмом всех времен, на самом деле была не осуществима, потому что человек в созерцании, в экстазе, в состоянии отрешенности, транса как бы соприкасается с теми искрами, с теми огненными протуберанцами, которые поднимаются от солнца божественного, но все-таки он есть только человек, он смертное существо. И при приближении к Богу происходит нечто подобное, то, что в физике называют принципом неопределенности, когда прибор, которым изучают микрообъект, сам вступал во взаимодействие с этим объектом, и ничего нельзя было точно установить. Так вот здесь происходило нечто подобное, и Павел провозгласил тайну единения человека со Христом: к Богу человек по-настоящему, глубинно может придти только через Христа. Что всякое религиозное познание , оно оправдано, оно законно, но оно находится на человеческом уровне. Но когда люди приближаются к Богу через Богочеловека, открывается нечто самое важное и самое существенное – встреча личности и Личности с большой буквы .

 Второе, что Павел нам открывает, это тайна свободы, христианство  как религия свободы. Не произвола, не анархии, не беззакония, а свободы. Он глубоко это пережил. Человек, любивший закон и уважавший древние обычаи, любивший Священное Писание, он в то же время поднимался над всем, что было ограничено, к свободе, призванной в …. И наконец, апостол Павел был человеком, который раскрыл тайну церкви как будущего, как некой эсхатологии. Он говорил о том, что это не просто сообщество, союз, а что это есть некое единое поле. Приобщившись ко Христу, мы оказываемся в неком поле, мы становимся творением Божиим внутри вот этого поля Божественной любви. Мы переходим из одного состояния в другое, и что это исключительно важный момент. Человек сам не переходит, он только готовность осуществляет этого перехода. Бог его переводит, и каждый может о себе сказать, что это пережил. Это поле он называл телом Христовым, телом Церкви . На этом строилось все. Он говорил, что как в организме есть разные части, разные органы, каждый из которых выполняет свою функцию, так в теле Христовом все органически и гармонично связано. Таким образом, он заложил для нас основание, понимание церковной жизни, понимание нашей нравственной жизни в условиях свободы. И, наконец, самое главное – установил для церкви христоцентризм, центральное значение Христа для внутренней жизни каждого из нас. Конечно, в истории церкви это много раз терялось.  В истории каждого из нас есть периоды, когда мы это теряем. Но апостол Павел есть постоянный напоминатель того, что спасаемся мы, приобщаемся к божественной жизни только верой, только приобщением ко Христу. Спасение - это то, что нам дано даром и что нельзя заработать, Это все сформулировал Павел.

 И последнее. Вы можете спросить: а, может быть, это было создание его творческого, богословского ума? Есть ли это в Евангелии? Безусловно, есть. Только Христос говорил об этом в иных терминах и по-иному. И, конечно, это было слово Богочеловека. А слова Павла это слова Павла. Павел человек. Но он осмыслил Евангелие, которое понял лучше – теперь я подхожу к самому главному - чем люди, которые Христа знали во плоти. Для нас это огромное утешение, что глубиннее  всего Христа познал человек, который не знал Его во время Его земной жизни. Это означает, что остается такая возможность углублять и развивать это для всех людей, которые Его не видели. Апостол Павел - образец счастливого человека, несмотря на то, что у него был, может, трудный характер, трудная судьба, горькая жизнь. Дома нет, семьи нет, постоянного места обиталища, даже страны нет, постоянный кочевник, зарабатывает себе на хлеб ручным трудом. Непризнанный, отвергнутый,  травимый, а , в то же время, более счастливый, чем иные люди, которые все это имеют. Таков Павел. Он не один из апостолов, а он, конечно, как правильно выражается церковь, он – первоверховный апостол, наряду с Петром, который был первым среди двенадцати.

 Вопрос о том, ему ли принадлежат эти четырнадцать посланий, которые мы имеем в Новом Завете, не имеет однозначного ответа. Безусловно, ему принадлежат Послание к Римлянам, Послания к Коринфянам, к Галатам. Споры идут о малых посланиях к Тимофею и к Титу. Кроме того, признано всеми, что Послание к Евреям ему не принадлежит, тем более, что оно даже не носит такого названия. Каждое послание Павел начинает от своего имени – Павел, апостол, поставленный от Бога человек и так далее. Я уж не буду касаться вопроса о том, кто его писал, но писал его, по-видимому, современник Павла, а самое главное, писал его в духе Павла. Это было произведение этой школы, так сказать. Так вот, сомнения в принадлежности Павлу некоторых второстепенных посланий не меняет ничего, потому что главные мысли, главный опыт, главное духовное благовестие заключено именно в этих основных неоспоримых посланиях.

 Послания не легкое чтение, потому что, я еще раз говорю, это было стенограммой, и мысль часто переходила резко с одного на другое. И кипение его переживаний, чувств сказывалось на самом этом стиле. И потом этот жанр был неясный. Одно дело личное письмо, другое дело - литературное послание, которое человек сочиняет в кабинете как жанр литературный. А это было нечто среднее. Это был и трактат, это была и проповедь. Иногда он начинал диктовать, говорить почти стихами, как было принято на семитическом Востоке. Человек, проникнутый Писанием, он учился все-таки по Писанию, он вдруг начинал говорить каким-то библейским языком, и стихи прерывали прозу. Вы все должны помнить то место в первом Послании к Коринфянам, глава 13 про значение любви в жизни христианина. Что это? Трактат? Нет. Письмо? Нет. Это поэма. Ее так и называют - Песнь любви. И филологи – литературоведы показывают, что там есть определенный ритм, закономерность чисто литературно критического характера. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая…» Эти рефрены, повторы, то есть он уже переходил прямо на свободную поэзию. Конечно, наш перевод в Священном Писании Посланий Павла уже в значительной степени архаичным выглядит, не всегда он точен, потому что сделан давно, но, тем не менее, он достаточно ясен, достаточно хорош для нас.

 Чтение Посланий апостола Павла можно производить самое различное. Можно начинать с первых посланий, которые написал апостол Павел Фессалоникийцам , а можно брать тематические. Но в двух словах можно сказать так. Первое послание, которое он написал, которое до нас дошло, это Фессалоникийцам. Они были написаны лет через восемнадцать - двадцать после распятия Христа, то есть вот-вот. В пятидесятые годы было написано послание к Галатам, послания к Коринфянам. О чем они? У каждого , конечно, был повод. Фессалоникийцам он пишет в тревоге, что они ждут конца света, ибо они бросали работу и думают, что нечего заниматься. Он говорит, что кто не работает, тот и не ешь. Вот откуда все пошло. Галатам он пишет в отчаянии, потому что галатская община из язычников, это глухомань такая была, нынешняя Турция. И когда они крестились, то они недостаточно просветились . А пришли туда христиане из Иерусалима, сказали, что вы закон не соблюдаете, едите свинину. Да вы не христиане, вы просто … А те ведь, бедные, понимали, что религия есть обряд, как всякий язычник. Значит, мы не так веруем, едим не то, пьем не то. И они быстро начали все перестраиваться. И когда Павел узнал, он пишет : «О. несмысленные Галаты!» Это против ритуалистов. В Послании к Римлянам он пытался как бы объяснить свое богословие, свое учение. Хотя он говорит, что это не мое учение, это Евангелие Иисуса Христа. Почему он писал к Римлянам? Это единственный случай, когда он писал к неизвестным ему людям, потому что он собирался ехать в Испанию. Он предполагал, что мир может скоро кончиться. А долг христиан возвестить, где только можно, слово Христово. И вот перед вами карта. Он обошел все восточное средиземноморье. Теперь ему надо срочно охватить весь последний конец, Геркулесовы столбы, Испания. И он задумал туда отправиться и так обойти весь круг Средиземноморья. Но на дороге был Рим, пересадочное место, столица мира. Но, как вы знаете, в Рим он попал уже в кандалах, и в конце концов в Риме и погиб, хотя в Испании, как говорит предание достоверно, он успел побывать.  Уже потом его арестовали вторично.

 Послание к Ефесянам – одно из поздних посланий. И как раз в нем очень много говориться о церкви. Он очень серьезно задумывается над проблемой зла в мире, тела Христова, которое ему противостоит . Это очень серьезное послание. Оно уже мало касается тех проблем, которые волновали – о старом обряде, о конце света, а больше говорит о тайне церкви, о теле Христовом.

 Теперь в заключении можно сказать, что периодически дух и мысли апостола Павла о церкви выходили на первый план. И во времена отцов церкви сначала забытый, он снова ожил. И он руководил мыслью Иоанна Златоуста, блаженного Августина. В средние века опять забытый, как бы отодвинутый на задний план, в эпоху реформации он снова появляется, и Лютер приходит к своим идеям sola fide - только верой. Он опирается на апостола Павла. А вот в бурях двадцатого века вокруг личности Христа и христианства Павла обстреливали, его использовали как рычаг в одну и в другую сторону, но дух его остается все равно незамутненным.

 Гитлер говорил, что Иисус был арийцем, а Павел пришел и испортил все. Но православный богослов нашего века Николай Глубоковский говорил, что никто так не сумел понять, постичь дух Христа как апостол Павел, который стал его великим продолжателем.

 Вот в двух словах что же такое апостол Павел, кто он и как он находится в нашей жизни. Какой-нибудь эллинистический римский город в Эфесалонии  или тот же Коринф . Жить по-коринфски это значит гулять, сорить деньгами, пьянствовать, петь песни похабные . Это был город, в котором были медные мастерские, люди зашибали большие деньги. Коринф был портовый город, полный матросов, публичных домов, притонов, всякой шантропы. Вечный праздник, целые кварталы заполнены увеселительными заведениями. Таков был Коринф. Кроме того, там, конечно, была и книжная традиция довольно богатая, там стоял памятник изумительный Диогену, который жил в большом кувшине, бочкой так называемом. Смутный город. И вот совершенно неожиданно там основал общину, сам этого не ожидая, Павел. Это была многочисленная община. Там были в основном люди из бедняков, из пролетариата, но были и крупные чиновники городские, как потом стало известно. Апостол намучился с ними бесконечно. Во-первых, у них возникали партии, расколы. Приехали люди от апостола Петра, говорят, Петр выше. Павел все-таки не был один из двенадцати. Приехал Аполлос, учитель христианский из Александрии, философ, знавший иудейско-античную эллинистическую философию, а Павел имел сугубо раввинистическое школьное воспитание . А те говорят, мы будем аполлосовы. Разделились, раскололись. И он говорит: Разве Павел распялся за вас? Надо понять его бесконечные страдания. Партийный долг, мелкие склоки, наконец, нравственная распущенность, какой-то человек женился на своей мачехе там, очевидно, язычнице, как можно понять из текста. И много – много было у него всяких скорбей. Приезжает уговаривать, потом уезжает в слезах, пишет второе послание, которое не дошло до нас. Третье послание, второе в Новом Завете, это после примирения. Он был пастырь, которому приходилось…Вы-то себя не должны равнять, потому что вы имеете совершенно другой источник информации. У нас есть общение, литература, все это есть. Ничего этого там не было. Во-первых, христианской литературы не существовало просто. Евангелия еще не были написаны. Существовал один Ветхий Завет, который был многим не понятен. И вообще в головах этих людей была каша, половина людей была неграмотна. И, конечно, были свои амбиции, обиды, соперничество. Поэтому почти все послания написаны по прискорбным поводам. Они возникли не от хорошей жизни. Они – результат его пастырских терний.

 Как я уже говорил, человек он был и нежный, и теплый, но мог быть и очень суровым и очень резким. Очевидно, именно такой был избран и нужен. Надо его понять и почувствовать, тогда все эти нюансы, которые так поражают, станут ясны, вы услышите его интонации. Тогда все станет на места. Этот человек может нас очень многому научить. И я закончу тем, с чего я начал. Если его поставить рядом с Христом, это не значит, как говорили многие историки, Павел - истинный основатель христианства, это абсурдное утверждение. Между апостолом Павлом и Христом нет сравнения, нет совсем, их даже нельзя сравнивать. И поэтому Павел сознавал себя только служителем и учеником Иисуса Христа. Сознавал себя и грешным. Иногда говорил: «Вот это я говорю по своему рассуждению, не от Бога, вот , что мне вздумалось, что мне кажется». И, конечно, он был человек своего времени, своей эпохи, но это временное все отлетает. Человек может все портить, но Дух Божий действовал и предохранял все это от порчи.

 В каждой общине были свои особенности душевные и социальные, свои проблемы были. Некоторые общины были тихие, спокойные, скажем, общины Филиппов, послание к Филиппийцам. Это была в македонской лесной глуши небольшая римская колония. Там жили люди порядочные, ветераны, которым после отставки подарили эти земли, они занимались огородничеством вокруг города, звучала латинская речь, они были все очень дисциплинированные, достаточно нравственные. Иудеев там почти не было, но было несколько женщин, которые иудейские молитвы читали, и у них даже не было помещения, они ходили на берег реки и там молились. И Павел пришел к ним, нашел их, посидел с ними на бережку и рассказал им. Мы не знаем, что он им говорил, но так возникла первая община. Надо сказать, что общины были очень крепкие. Филиппийская община, хотя ему там пришлось и пострадать, его в тюрьму там бросали и били, до самых последних дней он на них опирался. Единственная община, от которой он принимал материальную поддержку.

 Совершенно иначе это выглядело в Коринфе, греческом городе,  о котором я уже говорил, где были партии, где был снобизм. А римскую церковь, хотя Павел ее не основал и не был ее руководителем, но он ее очень любил, потому что Рим был международным городом, и дух универсализма, который был родственен его душе, там прекрасно находил отзвук. Ему было тесно в этих мирках, затерянных среди гор Малой Азии, Греции, еще где-то. Он-то жил глобально.

 …Вывод этого ученого заключался в следующем: главная сила христиан была в двух вещах – в вере и в любви. Вера во Христа двигала ими, а любовь прокладывала им дорогу, потому что они ничем не могли удивить мир, ничем. Обряды у всех старинные и пышные, нравственные изречения были отличные повсюду, мистерии, священные книги – мир был сыт этим. А на самом деле, самым сильным действенным фактором было созерцание облика самих христиан. Это не идеализация, это говорят нам исторические документы. Главной движущей силой все-таки был дух этих христиан. Это обращало и язычников, когда они это видели. Как в Евангелии сказано: Приди и посмотри. Наша задача только в этом и заключается, чтобы можно было придти и посмотреть. Конечно, если он придет и посмотрит, тут всякие безобразия, то да се. Даже если он и придет скуки ради или личных симпатий, но он скажет, как сказал один человек, ну, у вас тут так же, как у других. У нас не должно быть так. В этом весь фокус. Вы Дух Божий, человеки.

 Понимаете, изгонять грехи – это все равно, что ловить очень шуструю блоху, все время уйдет на ловлю вот этих блох. …Есть другая аналогия. Вот, вместо того, чтобы полоть тут, вырывая все с корнем, начнем сверху косить, она еще пышнее пойдет. Значит, избавиться от грехов нельзя. Нечего тут даже и говорить, ясно, как день. Но можно жить по-другому. Не изгоняя, но стать другим. И тогда это само начнет отмирать. Оно не будет у тебя держаться. Ну как человек, который живет в любви к природе и к Богу, к людям, как у него будут появляться какие-то мелкие, ничтожные какие-то мыслишки, это не будет соответствовать, не будет присущей ему чертой. Не нужно будет, как говорит апостол, совершенно любовь изгоняет страх. Конечно, многие из нас скажут, вот у нас настроение, и тут упадок, и тут слабость. Мы же все потом это же и пожинаем. А если настроиться на высокий уровень жизни, внутренне высокий, то он (страх?) будет вытесняться, отмирать, чахнуть в нас. Более того, это же единственный настоящий образ жизни, а все остальное - это так , обезьянник. Ничего в этом нет ни ценного, ни привлекательного, просто сумасшедший дом, скопище душевных и телесных болезней, каких-то узлов. Все это, конечно, безобразно, неэстетично. Может быть зависть эстетичной? Красивая зависть, красивая подлость. Этого не бывает. ..

 Представим себе, что у человека есть несколько каких-то греховных свойств. Вместо того, чтобы преобразить свою жизнь, он себе запрещает и говорит: Я не буду то, то и то. И держится – час не пил, два не пил, три не пил, а потом рецидив и еще хуже бывает. Значит, дело не в этих пустяках, хотя, может быть, иногда и надо в порядке пожарном пресекать, понятно. Но это не решение вопроса.  Важно перестроить все на основе, конечно, красоты. Все есть, потому что сказано: Только верою во Иисуса Христа. Все остальное – аберрация вокруг. Как же относиться? А вот посмотрите, как относился Франциск Ассизский, который казалось бы все отверг, стал просто бродячим нищим, но он очень полюбил мир, потому что он его отверг. Он отверг его на одном уровне, но на высшем, духовном, он принял его так, как ни один другой. Он любил природу, людей, животных, траву, воду так, как не любил ни один язычник по-настоящему. Потому что он совершил диалектический поворот, он отказался от мира для того, чтобы к миру вернуться на другом уровне для того, чтобы осветить его своей любовью и своей верой. И тогда они стали для него не боги, а братья, брат – солнце. Это совсем другое. Это не феб. …Христианский путь сам по себе уникален. Просто Франциск был истинным христианином. У таких людей мы просто учимся.

 Что касается отказа от всего, я могу ограничиться вот такой формулой: от всего отказаться, чтобы всем обогатиться, совершенно. Понять это можно только на практике. Вот пример такой практики, в частности, является Франциск. Христос говорит: Кто отказался ради меня от матерей, домов, сестер, то получите вдвое больше матерей, сестер. У человека не может быть второй матери, так ведь? Если он говорит, что получите других матерей, то он имел ввиду, что вы это же получите, но совершенно в другом виде. Это не значит, что ты ушел, а Он тебе там приготовил другую мать. Это абсурдно, нелепо. Вы это получаете вновь. …Перед нами два пути – либо принять мир в его падшем состоянии, в него погрузиться, это ведет к зоологическому состоянию, обязательно станешь каким-то ненормальным зверем. Человеку не дано ведь вернуться обратно в зоопарк, он ведь вернется как-то извращенно. А второй путь – все проклясть, от всего отказаться. Тогда зачем Бог создал этот мир, чтобы нас искушать? Сомнительная концепция и не соответствует Писанию. Сказано: Вся премудростью сотворил еси. Если Бог своей Премудростью сотворил и красотой, то можно ли говорить, что Он создал, чтобы нас искушать?  Значит, только вот этот третий . царский путь.

 

на главную страницу