31 октября 2007 года исполняется 30 лет со дня кончины настоятеля Новодеревенского прихода отца Григория Крыжановского. Это имя памятно не только старым прихожанам Сретенской церкви в Новой Деревне, но и всем, кто хоть немного знаком с биографией отца Александра Меня. Именно отец Григорий поддержал отца Александра, когда тому пришлось уйти из прихода в Тарасовке, и пригласил его в Новую Деревню. На протяжении семи лет, с 1970 по 1977 год о. Александр совершал служение под началом ценившего его настоятеля, эти годы стали плодотворными для пастыря и памятными для его прихожан.
Но много ли мы знаем об отце Григории помимо факта его знакомства с отцом Александром? Между тем его судьба и духовный путь также заслуживают внимания.
Григорий Александрович Крыжановский родился в Одессе в 1890 году в священнической семье, его отец был протоиереем и профессором Санкт-Петербургской Духовной академии. По стопам отца Григорий Александрович пошел не сразу, а сначала закончил юридический факультет одесского Новороссийского университета. Стремление к священству у него, видимо, проявилось в революционные дни, когда вместе со старой Россией рухнула привычная налаженная жизнь. Во время Гражданской войны Крыжановский учится в Одессе на пастырско-миссионерских курсах, а в 1920 в первый раз отправляется в изгнание - сначала в Константинополь, а затем в 1922 году в Чехословакию. С этих пор его жизнь стала чередованием изгнаний из страны в страну.
В отличие от подавляющего числа своих собратьев, стремившихся сохранить на чужбине русские церковные структуры, Григорий Крыжановский стал прихожанином, а с 1925 года и священником, Сербской Православной Церкви, юрисдикция которой в те годы распространялась и на Чехословакию. После нескольких лет служения в этой стране о. Григорий зарекомендовал себя настолько, что в 1929 году сербский патриарх Димитрий пригласил его в Югославию, где о. Григорий стал настоятелем церкви в боснийском городе Баня-Лука.
В 1941 году о. Григорию снова пришлось стать изгнанником. Оккупированная немецкими войсками Босния попала под управление хорватских усташей, жестоко расправлявшихся с православными сербами. Сотни тысяч сербов были уничтожены или бежали из родных мест. Отец Григорий Крыжановский избежал расправы, но был выслан в Сербию, где продолжил священническое служение несмотря на все тяготы войны и фашистского террора.
После победы над фашизмом на волне патриотического подъёма многие эмигранты приняли советское гражданство. Воспользовался такой возможностью и о. Григорий, но жить и служить остался в Сербии, где он стал настоятелем прихода в городе Княжевода. Благодаря принятию советского гражданства первоначально его миновали преследования, обрушившиеся на русских эмигрантов в Югославии после установления в стране правления коммунистов. Но затем советско-югославские отношения испортились, притеснениям были подвергнуты и советские граждане.
В 1950 году о. Григорий, в составе группы русских православных священнослужителей, был выслан из Югославии, но не в Советский Союз, а в Албанию. Там он вступил в клир Албанской Православной Церкви и служил приходским священником в Тиране до 1962 года, когда обострились уже советско-албанские отношения. Отец Григорий был выслан в Советский Союз, и на этот раз очередное изгнание из страны проживания обернулось возвращением на родную землю.
В Россию о. Григорий, как и другие священники-реэмигранты (Всеволод Шпиллер, Борис Старк, Андрей Сергеенко и много иных), принёс многолетний опыт нестеснённого пастырского служения и богословскую образованность, поэтому не было случайностью, что он оценил и поддержал молодого о. Александра Меня. В Новодеревенском приходе, настоятелем которого о. Григорий был последние 15 лет своей жизни, произошла встреча опыта российских катакомб ХХ века, сформировавших о. Александра и его старшее по возрасту окружение, и церковного опыта Русского Зарубежья, соединённого с опытом братских автокефальных церквей, что было принесено о. Григорием.
Может быть, те, кто лично помнит отца Григория, захотели бы сохранить свидетельства о нём и поделиться ими?
(В заметке использованы биографические сведения из книги: А.Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. - М.- Париж, 2007)