alexandrmen.ru (alexandermen.ru)

История поселка, а ныне микрорайона Семхоз

Как проехать в Семхоз

На рубеже XV-XVI вв. вблизи деревни Псарёво существовало село Никольское, названное по имени церкви. В конце XVII в. село пришло в запустение, хотя храм и кладбище при нём продолжали существовать до начала XIX в. В 1929 г. у железной дороги возник посёлок со странным названием Семхоз.

Его жители обращались в различные инстанции с тем, чтобы вернуть славному месту первоначальное название - Никольское-Поддубное.

Здесь жил протоиерей Александр Мень (род. 1935), и на том месте, где сейчас стоит храм-часовня, 9 сентября 1990 г. в 6 часов 30 минут убийца анёс удар пастырю, шедшему в храм на воскресную службу.

Чин отпевания о. Александра совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, огласивший слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "По человеческому разумению, казалось бы, только сейчас и настало время, когда талант о. Александра как проповедника слова Божия и воссоздателя подлинно общинной приходской жизни мог раскрыться во всей своей полноте. Увы, сложилось иначе - Господь призвал его совершить священнотаинственное служение к Себе...

Божница на месте, где убийцы напали на о. АлександраВ памяти людей и Церкви, верю, останется то немалое, что о. Александр реально сделал для них". В надгробном слове владыка Ювеналий так характеризовал служение о. Александра Церкви: "Он был и в школах, и на заводах, и в больших рабочих аудиториях, и среди интеллигенции. Проповедуя учение Господа нашего Иисуса Христа, спасшего мир, о. Александр находил понятные всем слова... Сегодня, когда мы окружаем гроб подлинного пастыря, любившего Церковь, бывшего ей верным до последнего дня... я думаю, все мы во имя этой страшной жертвы и потери, которую понесла Церковь, будем едины, едины в том стаде, которое собрал Христос. Будем своей жизнью свидетельствовать, что мы - преданные сыны и дочери Святой Церкви и Господа нашего Иисуса Христа!" На месте убиения протоиерея Александра в 1995 г. по проекту архитектора В.Д. Журавлева построена часовня в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи: именно в день памяти Иоанна Предтечи, 11 сентября 1990 хоронили о. Александра. В 1997 г. к часовне пристроили алтарь и притвор. В 1999 г. храм-часовня был освящён. В 2000 г в поселке заложен храм Преподобного Сергия Радонежского.

В границы посёлка вошло старинное (упоминается в документах с XV в.) сельцо Никольское - родовая усадьбе дворян Майковых. Здесь, среди природы и патриархального быта, прошли детские годы поэта, переводчика, академика, тайного советника, председателя Петербургского комитета иностранной цензуры, члена учёного комитета Министерства народного просвещения Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897). Его постоянными товарищами были крестьянские дети и братья Валериан (1823-1847), будущий литературный критик и публицист, Владимир (1826-1885), прозаик, переводчик, издатель, младший Леонид (1839-1900), будущий академик, историк литературы, библиограф, этнограф (он родился, уже когда семья переехала в Петербург). В Никольском Аполлон пристрастился к рыбной ловле, это увлечение осталось на всю жизнь. Воспитание и образование он получил дома, мать учила его русскому и французскому языкам, среди его учителей был только что окончивший курс И.А. Гончаров, дружба с ним сохранилась навсегда. Пройдя за три года гимназический курс, Аполлон Майков в 16 лет поступил в университет, проявив на вступительных экзаменах поразительные математические способности. В семье все были людьми творческими: дед, Аполлон Александрович, писатель, директор Императорских театров, отец, Николай Аполлонович (1796-1873), участник Бородинской битвы и заграничного похода русской армии, дошедший до Парижа, академик живописи, превосходный колорист, мать, Евгения Петровна (1803-1880), поэтесса и прозаик, жена брата Владимира, Екатерина Павловна (1836-1920). В роду были сильны традиции православной веры (из Майковых происходил преподобный Нил Сорский), гуманности, верности государю и державе Российский, эти основы не изменились за всю долгую жизнь поэта: "Нравственная евангельская правда одна с малолетства не была поколеблена, плюс некоторые рыцарские, фамильные предания". А.Н. Майков начал печататься в 1835 г. Он создал ряд стихотворений о русской природе ("Весна! Выставляется первая рама", "Летний дождь", "Нива"), которые заучиваются в раннем возрасте всё новыми поколениями русских людей. В 1849 г. он писал домой из Флоренции: "У нас в русской природе чувство ее живее и непосредственнее, что там вокруг лес и нивы, и все жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами, а здесь - камень, декорации, апельсины, лимоны и оливы... но этого живого трепета жизни не чувствуете, как в еловом или березовом лесу, или в лугах с кузнечиками, бабочками. Я и не воображал, что может быть такая мука на свете не жить в России. Ума не приложу, как это делают другие". Размышления об исторических судьбах русского народа под-вигнуло "на 4 года усиленных занятий", плодом которых стало переложение "Слова о полку Игореве" (1870 г.). О лирической драме "Два мира" Майков говорил как о главном труде своей жизни (произведение удостоено Пушкинской премии Академии наук), как бы предисловием к ней были "Три смерти" (поэма, в которой описана казнь Сенеки, Люция и Лукана по велению Нерона). Поклонение "возвышенному, полезному и прекрасному в любой культуре" вызвало обилие переводов, выполненных Майковым. В творчестве он был поразительно ровен, чужд увлечений "новыми направлениями" и ставил целью "противодействовать мутному потоку, пробивающемуся, со Щедриным во главе, в литературу". Аполлон Николаевич был очень требователен к себе: "Муза - строгая богиня. Не может быть ни игрушкой, ни кухаркой", которая "должна вас кормить. Для этого найдите какое-нибудь занятие, службу - самое лучшее, а с поэзией должно обращаться бережно". Он избрал путь поэта, совмещая его с государственной службой. Крымская война всколыхнула чувство патриотизма. В 1854 г. Майков создал стихотворение "Коляска", как считали современники, "обожествлявшее" Николая I. Спустя несколько лет, в разгар "обличительного" периода русской литературы, это стихотворение ему припомнили. По мнению Тургенева, Некрасова, Дружинина - Майков "вконец оподлился", Добролюбов и Минаев писали на него сатиры, в "разночинной" литературе его называли не иначе как Аполлон Коляскин. Но Аполлон Николаевич пережил нападки, и в 1888 г., когда праздновали 50-летие его творческой деятельности, Майкова воспринимали не только как "чистого лирика", преемника Пушкина и Лермонтова, но и как последовательного православного и монархиста, реальную силу в противодействии революционному движению.